kazakhstanmaps.ru

К поппером в работе логика исследований было обосновано

Поппер, Карл. Модель роста научного знания, описанная Поппером в работе «Логика и рост научного знания» выглядит следующим образом: 1.) наука начинается с проблем; 2.) научными объяснениями проблем выступают гипотезы; 3. К. Поппер " Логика научного исследования ". Концепция К. Поппера является одним из структурообразующих элементов, необходимых для понимания мировоззренческих и методологических проблем.

Данная структура - это структура осмысленная и принятая на мировоззренческом уровне самим Поппером и реализованная им в науке. Однако поэтому влияние мировоззренческих убеждений на создаваемую мыслителем модель развития науки. На первый взгляд процедура опровержения теорий и поиск новых теорий, отличающихся разрешительными способностями, представляется позитивной, предполагающей развитие научного знания. Однако в попперовском понимании науки не предполагается ее развитие по той причине, что в самом мире не существует развитие как - такового, а есть лишь изменение. Процессы, которые происходят на неорганическом и биологическом уровнях существования природы, являются всего лишь изменениями на основе проб и ошибок. Соответственно и теории в науке, как догадки о мире, не предполагают свое развитие. Смена одной теории другой - это некуммулятивный процесс в науке. Теории, сменяющие друг друга, не имеют между собой преемственной связи, напротив, новая теория потому новая, что максимально дистанируется от старой теории. Поэтому теории не подвержены к эволюции и в них не происходит развитие; они всего лишь сменяют друг друга, не сохраняя между собой никакой эволюционной "ниточки". В таком случае, в чем же видит Поппер рост научного знания и прогресс в теориях? Смысл и ценность новой, сменившей старую, теории он видит в ее проблеморазрешающей способности. Если данной теорией решается проблемы, отличные от тех, которые она призвана была решить, то, безусловно, такая теория признается прогрессивной. Из этого положения видно, что прогресс науки мыслится как движение к решению более сложных и глубоких по содержанию проблем, а рост знания в этом контексте понимается как поэтапная смена одной проблемы другой или последовательность сменяющихся друг друга теорий, обусловливающих "сдвиг проблемы". Поппер уверен, что рост знания является существенным актом рационального процесса научного исследования. Под удовлетворительной теорией мыслитель подразумевает новую теорию, способную выполнить несколько условий: Поппер считает, что такая теория не только плодотворна в решении проблем, но даже обладает в определенной степени эвристической возможностью, что может служить свидетельством успешности познавательной деятельности. Попперовская философия не только критична, она полемична.

  • Основные идеи К.Поппера в работе «Логика и рост научного знания» - kazakhstanmaps.ru
  • Конструктивные идеи в ней всегда вынашивались в процессе фальсификации и опровержения чьих-то взглядов - логических позитивистов, идеологов тоталитаризма, лингвистических философов и др. В х годах его критический взор привлекло начавшееся в англоязычной философии наступление на "последний бастион" традиционной философии - философию сознания. Смысл его можно определить словами Дж. Разговор о сознании как "духе в машине" или своего рода "гомункулусе в теле" неправомерен. Наступление шло различными фронтами и под различными знамёнами использовались теории У. Сформировались различные позиции - теория тождества, психо-физический параллелизм, эпифеноменализм, функционализм и другие. При этом тон задавали физикалисты, по ряду принципиальных моментов продолжившие традицию неопозитивизма и предлагавшие снять проблему телесного и духовного. Согласно Герберту Фейглу, с которым Поппер общался ещё в период Венского кружка, проблема духовного и телесного снимается, если принять, что высказывание о ментальном тождественны высказываниям о телесном. Общий вывод различных версий физикализма состоял в том, что традиционные интуитивные представления о ментальных событиях, существующих в голове, о свободе воли и т. Человек есть не что иное, как нейрофизиология, поведение, язык и коммуникация. С точки зрения логических правил языка, продолжает К. Поппер, конечно, что-то не может быть одновременно красным и зеленым. Но вне его это допустимо например, в языке племени, которое, правда, нам пока неизвестно. Вряд ли можно назвать простыми головоломками такие сложные проблемы, какими являются, в частности, проблемы вероятности или бесконечности. Вероятность — что это?

    Лекция 7. «Критический рационализм». К.Р. Поппер.

    Пример, который он приводил: Если перед забегом вы знаете о двух спринтерах только то, что одному из них 25 лет, а другому — 50, то вы сочтете разумным сделать ставку на первого. Но если вслед за этим вы выяснили, что первый хил и слаб, курит и пьянствует, а второй — бывший чемпион, придерживается строгой диеты, продолжает заниматься спортом, то вы поставите на второго. Что же, эти двое изменились? Нет, - изменились ваши знания о них. Однако, наряду с этим существует и априорная статистическая вероятность. Например, вероятность того, что при броске игральной кости выпадет шесть, составляет одну шестую.

    к поппером в работе логика исследований было обосновано

    И это, считает К. Поппер, не какое-то субъективное, субъективистское предположение, это объективная составляющая действительности; вытекающая из нее предрасположенность имеет устойчивый характер и может быть проверена наблюдением за достаточно большим количеством бросаний. В то же время одиночное высказывание типа: Зенон Элейский сформулировал ряд парадоксов, посредством которых утверждал, что ему удалось доказать, что движение либо невозможно, либо требует бесконечного количества времени. Так, например, - бегун никогда не сможет обежать по стадиону полный круг, ибо сначала он должен пробежать половину расстояния, потом половину оставшейся половины и так далее. Оставшееся расстояние все больше стремится к нулю, но никогда не достигнет его, последовательность бесконечна. Согласно этой логике, атлет вообще не сдвинется с места так как, чтобы переместиться с линии старта в какую-либо точку, ему сначала необходимо достичь точки, находящейся на полпути к ней, а для этого сначала нужно достичь точки, находящейся в четверти пути и т. Логически он обречен остаться на старте. Ахиллес никогда не догонит черепаху, пока он добежит до места, с которого черепаха начала движение а ей при старте дана была фораона тоже проползет вперед и так до бесконечности. Аристотель решил эти парадоксы, вводя понятие актуальный и потенциальной бесконечности. С его точки зрения смысл имеет только понятие потенциальной бесконечности. Делить дорожку стадиона можно на бесконечное число частей только потенциальноно не актуально. В XIX веке немецкий мыслитель Кантор пришел к выводу, что наряду с потенциальной бесконечностью имеет смысл, то есть существует и актуальная бесконечность. Причем, по Кантору, два бесконечных множества равны между собой, если их элементы образуют пары с отношением один к одному. Рассел принял эту идею Кантора. Поппер считал, что наука связана только с областью рационального, а рациональность соответствует критичности. Он признает теорию научной, если имеется возможность ее опытной проверки, но не верифицируемость, а фальсифицируемость теории следует рассматривать в качестве критерия ее проверки на достоверность. В связи с этим научные теории должны проверятся методом названным им фальсификацией. Принцип фальсификации заключается в том, что научную теорию надо не подтверждать, а опровергать. Когда речь идет о научной теории, то подразумеваются не только опытные данные, подтверждающие ее, но, прежде всего, и совокупность фальсификаторов опытных данных, противоречащих этой научной теории. Теория должна не выводиться, а испытываться, фальсифицироваться опытом, в процессе дедуктивной процедуры проверки теории.

    Поппера заключается в том, что ни одну теорию нельзя назвать научной, если она в принципе не может быть опровергнута фальсифицирована. Исходя из этого, понятно, что К. Поппер был противником вспомогательных допущений, которые вносятся в существующие теории избавляют ее от опровержения. В дальнейшем принцип фальсифицируемости был уточнен Имре Лакатосом. Имре Лакатос - британский философ историк науки, диссертацию по философским вопросам математики готовил в Московском университете. После венгерских событий года эмигрировал. Основным понятием в философии И. Лакатоса является научно-исследовательская программа, с помощью которой он обосновывает непрерывность, преемственность в смене последовательных теорий. Лакатоса, рост знания происходит в процессе конкуренции различных научно-исследовательских программ, которые представляют собой совокупность теорий, связанных между собой совокупностью общих принципов исследования. Новые теории, в рамках научно-исследовательской программы, появляются в качестве вспомогательной гипотезы добавленной к предыдущей теории и не меняющей основы научно-исследовательской программы. Вопрос об истинности или ложности этих допущений не ставится в рамках научно-исследовательской программы, так как они выполняют методологическую функцию, направляя исследовательскую деятельность ученого. Лакатос придерживался рациональных требований к методологии научного познания, к изучению и реконструкции истории науки. В то же время, определяя попперовский фальсификационизм как догматический, И. Routledge, русский перевод: Прогресс,с Этот идеальный город-государство был настолько совершенен, что трудно даже представить, как он мог вообще изменяться. И все же он изменялся Эволюционная эпистемология Карла Поппера И тем не менее в работах Поппера по социальной философии, опубликованных в е гг. Это — построенное им доказательство невозможности открытия общего закона эволюции и анализ вопроса о ситуационной логике, или логике ситуации. Открытое общество и его враги. Это понимание следует хотя бы кратко воспроизвести, потому что оно по ряду пунктов отличается от его более поздних взглядов на этот счет и будет нам полезно при рассмотрении попперовской трактовки этих концепций, развиваемой им в гг.

    Логическая оценка дарвинизма будет Поппером далее развиваться, хотя основное ее существо сохранится и в е гг.

    к поппером в работе логика исследований было обосновано

    При этом — и это видно уже из приведенных цитат — эволюционизм как философскую концепцию Поппер в этот период своей научной деятельности сближает, если практически не отождествляет, с историцизмом. По его мнению, центральными идеями эволюционизма историцизма являются: В дальнейшем в е гг. Согласно Попперу, развитие любого знания не обязательно научного происходит путем выдвижения тех или иных проблем, формулирования предположительных решений этих проблем, их проверки, прежде всего попыток их фальсификации, отбора наиболее приемлемого на даннеш момент решения, последующего переформулирования проблем, требующих решения, и осуществления следующего. Весь этот процесс происходит в рамках определенной реальной ситуации, имеющей объективные данные, например развлечение твистер биологических особей, приспособленных к данной среде, их способы эволюции, возникновение мутаций, гибель тех особей, которые не смогли приспособиться к изменившейся среде, постепенное генетическое изменение особей, выживших в данной ситуации, и дальнейшее развитие этого процесса по только что изложенной схеме. Ситуационная логика является логико-методологической основой действий исследователя в любой такой ситуации. Она базируется на принципах классической дедуктивной логики, к которым добавляется множество методологических принципов, которые может использовать исследователь в той или иной конкретной ситуации. Интенция Поппера понятна, но какие-либо развернутые пояснения на этот счет в этой работе отсутствуют. Анализ ситуаций, или ситуационная логика, играет весьма важную роль в общественной жизни так же, как и в науках об обществе. Вместе с тем в этих своих работах, как и в логико-методологических сочинениях этого периода Поппер, как мы уже отмечали, не обращается специально к анализу дарвинизма, теории естественного отбора. Издание в виде книги: Routledge, reprinted Решительный поворот Поппера к дарвинизму происходит в начале х гг. В явном виде Поппер обратился к разработке идей эволюционизма прежде всего в своих лекциях, посвященных Герберту Спенсеру Оксфорд, и Артуру Холли Комптону Вашингтон, В результате стало гораздо более ясным глубоко идущее структурное подобие между дарвинизмом и развиваемой Поппером теорией роста научного знания. Эволюционно-эпистемологическая проблематика в е гг.

    Впрочем, это мнение разделяют далеко не все, даже среди учеников и сторонников Поппера: Видимо, Уоткинс, который в своих работах неоднократно подчеркивал единство попперовский творческой мысли, скорее всего считал, что идеи эволюционизма Поппер развивал с самого начала своей научной деятельности Я, однако, склонен поддержать позицию У. Эволюционистский поворот Поппера сравнительно долгое время оставался вне внимания философского и научного сообщества, и для этого были свои причины. Спенсеровская лекция сразу же после ее прочтения была депонирована в знаменитой оксфордской библиотеке Bodleian, но опубликована только в г. Evolutionary Epistemology, Theory of Rationality, and the Sociology of Knowledge. Open Court Publishing House, La Salle, Illinois, Philosophy and Problems Royal Institute of Philosophy Supplement, vol. Cambridge University Press,p. An Evolutionary Approach, ch. В названных работах обсуждение проблем эволюционизма велось Поп-пером в контексте выдвинутой им концепции метафизических исследовательских программ. Сама эта концепция, как и очень близкие к ней представления о куновской парадигматике и лакатосовской методологии научно-исследовательских программ, стали очень популярными в философском сообществе в е гг. По Попперу, метафизические исследовательские программы, оказавшие большое влияние на развитие науки со времен Пар-менида, обладают двумя свойствами: Метафизической исследовательской программой Поппер считает и дарвиновскую теорию естественного отбора: В связи с включением дарвинизма в сферу исследований Поппера ему потребовалось объяснить роль и место дарвинизма или более широко — эволюционизма — в контексте его основных логико-методологических интересов, связанных прежде всего с разработкой концепции логики научного исследования, развития знания путем смелых предположений их решительных опровержений. Для Лоренца и Пиаже такой проблемы не существовало, ибо они были в основном ориентированы на естественнонаучное. On Clouds and Clocks: An Approach to the Problem of Rationality and the Freedom of Man. Washington University Press, St. Об облаках и часах. Unended Quest, notep.

    Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. Для Поппера с его преимущественным акцентом на логическую проблематику такая проблема возникла. Он попытался ее решить в конце 60 - начале х гг. Для объяснения своей позиции Поппер напоминает широко принятое среди философов мнение, которое он также разделяет, о необходимости проводить четкое различение между следующими двумя группами проблем познания:. По мнению Поппера, вопросы истины и т. При этом используется очень простой аргумент: В соответствии с этим, эмпирическим в дарвинизме Поппер считает все то, что объясняет существование таких условий в окружающем нас мире, которые делают возможным адаптацию живых существ к изменению условий в мире. Two Faces of Common Sense: Oxford University Press,p. Oxford University Pressp. Следовательно, дарвинизм имеет важные логические или априорные компоненты, что дает возможность Попперу исследовать дарвинизм и строить свой вариант эволюционной эпистемологии в полном соответствии со своими исходными логическими установками. Попперовская интерпретация дарвинизма, ламаркизма и его собственной концепции логики научного исследования была представлена им в следующей наглядной, схематической форме:. Ламаркизм, который Поппер, естественно, не принимает, исповедует идеи, выраженные правым столбцом этой схемы; дарвинизм, как и собственная попперовская философско-гносеологическая концепция, базируются на принципах, зафиксированных в левом столбце При этом оказывается — и это весьма существенно, — что дарвинизм и попперовская философско-ло-гическая концепция, исповедующие одни и те же принципы, органически взаимосвязаны, что во многом и объясняет интерес Поппера к эволюционизму. Вполне естественно, — мы это уже неоднократно отмечали, — что идеи эволюционизма, согласно Попперу, могут быть прекрасно применены и к анализу процесса роста научного знания. В основу этой статьи положена первая. В этих работах Поппер прежде всего уточнил, что под дарвинизмом он понимает современную теорию дарвинизма, как она сформировалась в последней трети XX века, то есть собственно дарвиновскую теорию естественного отбора, подкрепленную менделевской теорией наследственности, теорией мутаций и рекомбинации генов и расшифровкой генетического кода. Уоддингтон и другие Во время своего эволюционистского поворота Поппер занимался не только анализом логико-методологических оснований дарвинизма и эволюционизма, но и высказал целый ряд соображений относительно интерпретации дарвинизма и его возможных дополнений.

    Дарвинизм, по мнению Поппера, основан на следующих допущениях или предположениях:. Она включает в себя следующие основные гипотезы:. Дарвиновская лекция, которую прочитал Поппера в Дарвиновском колледже Кембриджского университета 8 ноября г. Лекция оказалась первым шагом по пути установления традиции, существующей по настоящее время. Эволюционная эпистемология Карла Поппера 2 1.

  • Фальсификационизм К. Поппера.
  • Генная теория наследственности изменчивости может допустить даже существование специальных генов, контролирующих изменчивость других генов. По мнению Поппера, допущения 1 и 2 существенны для дарвинизма. Он формулирует далее тезис 3 — некоторое развитие тезиса Я не берусь оценивать аутентичность изложенного Поппером понимания дарвинизма действительным воззрениям Чарльза Дарвина. Это — в конечном счете — дело профессиональных биологов-эволюционистов, которые, однако, и в е гг. Очень жаль, но, видимо, для этого есть свои причины — попперовский подход к дарвинизму и эволюционизму является логико-методологическим, а в биологическом сообществе такой стиль мышления прививается очень плохо. Мне известна, пожалуй, только одна серьезная биологическая работа, оценивающая эволюционизм Поппера. Это — статья историка биологии Ю. По мнению Чайковского, Поппер провел очень четкое различение между дарвинизмом и своей концепцией логики научного исследования, с одной стороны, и ламаркизмом, с другой. Поппер, в частности, писал: Опираясь на эти попперовские утверждения, Чайковский очень точно подметил основную специфическую особенность попперовского понимания дарвинизма. Дарвин обсуждал общие проблемы выживания биологических особей. Я рассматриваю конкретные проблемы типа установления определенных связей между биологическими особями, нахождения пищи и т. Метод устранения ошибок — это не только борьба за выживание между индивидами, заканчивающаяся преждевременной смертью некоторых i з них. Этот метод также исключает такое поведение, которое не привело к успеху в достижении определенной цели. Предложена теория возникновения новых форм: Максимально подчеркивается, что возникновение чего-то действительно нового, то есть реальное новшество, имеет очень большое значение в эволюции. Обосновывается ведущая роль, которую играют в эволюции поведение и поведенческие открытия: Отмечается важная роль развития новых поведенческих целей, предпочтений и навыков. Подчеркивается также роль, которую играют расширение или ограничение спектра образцов поведения биологических особей, их поведенческих возможностей и расширение и ограничение генетического базиса поведения живых существ Эти расхождения Поппера с Дарвином следует учесть при рассмотрении попперовского варианта эволюционной эпистемологии, который был сформулирован в е гг.

    к поппером в работе логика исследований было обосновано

    Систематическое изложение предложенной Поппером концепции эволюционной эпистемологии содержится в трех его статьях: Knowledge and the Body-Mind Problem. A, London and New York: Свою эволюционную теорию Поппер излагает в форме двенадцати тезисов, которые я здесь приведу в сокращенном варианте:. Осознанные проблемы не обязательно должны совпадать с объективными проблемами. Он сам является пробным решением, опробуемым в новых экологических нишах, выбирающим окружающую среду и преобразующим ее. В последующих двух тезисах 7 и 8 Поппер формулирует предложенную им эволюционную последовательность событий в виде схемы:. Здесь PI — исходная проблема, TS — пробные решения, ЕЕ — устранение ошибок и Р2 — новая проблема. ВенаАвстро-Венгрия [3]. ЛондонБольшой ЛондонВеликобритания. Открытое обществоФальсифицируемость. Джозеф АгассиДжордж Сорос. Премия Соннинга [en] Один из самых влиятельных философов науки XX столетия [4] [5]. Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного методаа также энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества. Поппер является основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: Карл Раймунд Поппер родился 28 июля года в Вене в семье юриста из Богемии Симона Зигмунда Карла Поппера и Дженни Шиф. Родители были еврейского происхождения, но приняли лютеранство ещё до рождения сына [7]. Поппер живет и работает в Новой Зеландии, где подготавливает к публикации работы "Нищета историцизма" и "Открытое общество и его враги" Поппер работает в Англии, в Лондонской школе экономики, где преподает вплоть до середины х гг. В этот период Поппером были написаны и опубликованы такие работы, как "Предположения и опровержения: Рост научного знания""Объективное знание. Эволюционный подход""Неоконченный поиск""Самость и ее мозг. Аргумент в пользу интеракционизма" совместно с Дж. Экклзом,"Открытая Вселенная""Квантовая механика и раскол в физике""Реализм и цель науки""Мир предрасположенностей""В поисках лучшего мира" Еще при жизни Поппер был признан классиком философии науки ХХ в. Его работы неоднократно переиздавались и переводились в разных странах.

    к поппером в работе логика исследований было обосновано

    Но, несмотря на сильное влияние философии Поппера на мыслителей последующих поколений, в том числе и тех, кто видел в Поппере оппонента, сегодня его философская позиция рассматривается скорее как этап в развитии философии науки, нежели как актуальная точка зрения. В философии Поппера можно выделить основную тенденцию - движение от логицистского образа знания, ориентированного на физику и математику, к биологицистскому и эволюционистскому образцу. В венский период, то есть во время работы над книгой "Логика научного исследования", Поппер с интересом следил за деятельностью членов так называемого Венского кружка - группы ученых и философов, работавших под руководством М. Шлика, поэтому его концепция содержит ряд моментов, родственных логическому позитивизму. В первую очередь это антипсихологизм, интерес к проблемам научного метода, проблеме демаркации, то есть установления однозначной границы между наукой и другими формами знания. Однако основные выводы в корне отличались от базовых установок логического позитивизма, таких как феноменализм, редукционизм, конвенционализм. Попперу была свойственна вера в рациональность и человеческий разум, что явилось причиной его неприятия всех форм иррационализма и метафизики, а также фрейдизма, марксизма и гегельянства. Рационализмом обусловлено доверие Поппера к науке, убежденность в том, что после музыки искусства наука является величайшим, самым прекрасным и наиболее просвещающим достижением человеческого духа. Он отрицал чистую философию, считая, что корни всех философских проблем находятся в науке. В то же время он был не согласен со свойственным позитивизму мнением об отсутствии в философии подлинных проблем. По крайней мере одна философская проблема, с его точки зрения, заслуживает внимания. Это проблема познания мира, включающая нас самих и наше знание как часть этого мира. Признавая значение логического, он, тем не менее, ставил под сомнение возможность отыскания философского логического критерия научной истинности. Кроме того, он не считал, что философия обладает каким-то собственным методом, свойственным ей одной.

    Как в философии, так и в науке возможен только один метод - это метод рациональной дискуссии, который состоит в ясной и четкой формулировке обсуждаемой проблемы и критическом исследовании ее различных решений. Методологическая концепция Поппера получила название фальсификационизма, так как ее основным принципом является принцип фальсифицируемости. Именно в этом и заключается основное различие между философией Поппера и неопозитивизмом. Суть расхождения во взглядах связана с такой важной для философии науки проблемой, как проблема демаркации. В европейской философии науки, начиная с Бэкона и Ньютона, существовало мнение, что отличие науки от других видов знания заключается в принципиальной верифицируемости опытной подтверждаемости основных научных положений. Если мы определим относительную частоту пятерок до каждого элемента данной последовательности, то получим в результате новую последовательность — последовательность относительных частот пятерок. Под этим термином мы будем подразумевать последовательность событий, относительно которой предполагается, что она имеет только два свойства. Такова, например, последовательность бросков монеты. Последовательность событий или последовательность свойств можно тогда представить следующим образом:. В таком случае аксиома сходимости постулирует, что, по мере того как последовательность событий становится все длиннее, последовательность частот стремится к пределу рис. Фон Мозес использовал эту аксиому, поскольку надо было обеспечить одно фиксированное значение частоты, с которым можно было бы работать даже если действительные частоты имеют флуктуирующие значения. Очевидно, что игрок был бы способен улучшить свои шансы при помощи использования системы игры, если бы последовательности бросаний монетки показывали регулярности типа, скажем, довольно регулярного появления решек после каждого появления трех орлов рис. В таком случае аксиома рандомизации постулирует относительно всех коллективов, что не существует системы игры, которую можно было бы успешно к ним применить. Она постулирует, что, какую бы систему игры мы ни выбрали для отбора предположительно благоприятных бросаний, мы обнаружим, что если игра будет продолжаться достаточно долго, то относительная частота в последовательности бросков, которые по нашему предположению, были благоприятными, будет приближаться к тому же самому пределу, что и последовательность всех бросков. Таким образом, последовательность, для которой существует система игры, посредством которой игрок может увеличить свои шансы, не является коллективом в смысле фон Мизеса.

    То, что теории неверифицируемы, часто упускают из виду. Обычно говорят, что теория верифицирована, если верифицированы некоторые предсказания, выведенные из нее. Наука не является системой достоверных или хорошо обоснованных высказываний; она не представляет собой также и системы, постоянно развивающейся по направлению к некоторому конечному состоянию. Наша наука не есть знание episteme: Вместе с тем наука имеет более чем только биологическую приспособительную ценность. Она не только полезный инструмент. Хотя она не может достигнуть ни истины, ни вероятности, стремление к знанию и поиск истины являются наиболее сильными мотивами научного исследования. Мы не знаем — мы можем только гадать. И наши предположения направляются ненаучной… верой в существование законов и регулярностей, которые мы можем открыть — обнаружить. Кроме того, наука невозможна без страстной увлеченности ученого своим делом; тем не менее, необходимо стремиться к тому, чтобы не смешивать научные ценности, такие как вопросы об истине, релевантности, простоте, с вненаучными, политическими. Таким образом, методы естественных и гуманитарных наук имеют много общих черт, которые можно свести к следующим. Во-первых, в их основе лежит гипотетико-дедуктивный метод. Следовательно, ни на одном этапе развития науки ученый не начинает с нуля, он исходит из некоторой теории, гипотезы, проблемы или даже предрассудка, которые направляют наблюдение и помогают отобрать из бесчисленного числа возможных объектов те, что представляют интерес.

    Поппером в работе логика исследований было обосновано что (к.поппер "логика научного исследования")

    Во-вторых, наука всегда осуществляет объяснение, предсказание и проверку гипотез. Для того чтобы этот метод работал, необходима свобода от догматизма и жесткая конкуренция между гипотезами. Однако Поппер не отрицает существования фундаментального различия между социальными и гуманитарными науками. Это различие находится в области предсказательной силы теорий. Поппер считает, что законов эволюции общества в целом не существует, поэтому предсказывать будущее невозможно. В обществе существуют не законы, а тенденции, то есть статистически выражаемые направления социального изменения. Социальные науки вполне могут эффективно решать частные проблемы, но они не способны ни изучить общество в целом, ни поставить его под контроль. Их теории — это спекулятивные изобретения; и они апеллируют к наблюдениям и опыту, чтобы проверить эти решения, а не для того, чтобы их оправдать. Таким способом Поппер показал, что рост науки носит одновременно эмпирический и рациональный характер. Он эмпиричен, потому что мы проверяем наши гипотетические решения научных проблем с помощью наблюдений и опыта. Он рационален, потому что мы используем правильные формы доказательства, заимствованные из дедуктивной логики, чтобы подвергнуть критике теории, противоречащие утверждениям наблюдения, которые считаем истинными, а также потому, что мы никогда не заключаем из успешности проверки теории, что тем самым была доказана ее истинность. Научное знание, согласно Попперу, внутренне несовершенно и всегда предположительно. Его рост происходит не за счет оправдания теорий, а в ходе критики спекулятивных гипотез, которые предлагаются в качестве решений стоящих перед нами проблем. Истинность научных теорий не может быть доказана, их не следует считать имеющими какое-то оправдание или подтверждение.

    К.Поппер «Логика научного исследования».

    Однако эта неспособность оправдать знание вовсе не обязательно приводит к иррационализму, поскольку мы всегда можем критиковать наши теории, проверяя их предсказания на опыте, и поскольку эта проверка предполагает использование только правильных дедуктивных выводов. Поппер был встревожен усилением тенденций иррационализма и авторитаризма в политической жизни. Его занимали и философские учения, интеллектуально поддерживавшие эти тенденции с помощью детерминистских теорий, которые отрицают реальность человеческой свободы. Предложенная Поппером альтернатива — идея открытого общества — основывалась, таким образом, на его представлениях о науке. Поппер доказывал, что будущее не предопределено и на него можно повлиять через свободное волеизъявление индивидов. Он выступил против платоновской идеи философа-правителя и защищал демократию как политическую систему, лучше других способную защитить открытое общество. Но он также говорил, что демократия — наименьшее из зол и ее главное достоинство не в том, что она позволяет нам выбирать наилучших политических лидеров, но в том, что она позволяет ненасильственно избавляться от лидеров, когда они не оправдывают наших ожиданий. Поппер считал все политические системы потенциально опасными.

    775
    24.03.2017
    Комментариев: 0
    • Прекрасно!


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.